Итак, вы пытались подружить детский сад с ребёнком или, наоборот, ребёнка с детсадом, но у вас ничего не вышло. При этом вы понимаете, что малышу уже явно недостаточно общения с родителями, бабушками и дедушками. Вы видите, что интеллектуальное, социальное и личностное развитие ребёнка идёт не так, как вам хотелось бы. Тогда имейте в виду, что существует альтернатива традиционному детскому саду полного дня:
— группы кратковременного пребывания ребёнка в детском учреждении (3—5 часов);
— кружки и студии;
— занятия дома с педагогом. Эти занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе из 2—3 детей, чьи мамы договорились об этом;
— посещение всякого рода мероприятий в музеях, развлекательных центрах и т. п., где малыш может со своими ровесниками заниматься какой-либо деятельностью (например, лепить из глины).
Существуют детские сады полного дня, работающие по особым методикам, которые могут подойти вашему малышу. В настоящее время появились садики, которые работают по системе Монтессори (монтессори-садики), д. ТЭ.КЖ6 сады, где воспитание и преподавание основано на методах вальдорфской педагогики (вальдорфские садики).
Вальдорфская педагогика ставит во главу угла гармоничное развитие личности ребёнка, его эмоционально-волевой сферы и творческого потенциала. Именно поэтому в таких садах много занимаются музыкой (игра на блок- флейтах, ритмопластика). Очень большое внимание уделяется ручному труду. Все дети получают начальные представления о народных ремёслах: ткачестве, вышиванию, резьбе по дереву, росписи деревянных и глиняных изделий, керамике и т. д. Дети много рисуют на свободные темы (работы ребят не похожи друг на друга, как это часто бывает при стандартной методике обучения рисованию). И самое главное — вальдорфская педагогика делает акцент на важности дошкольного детства, поэтому здесь не торопятся просвещать малыша, обучать его грамоте, счёту, письму.
Вальдорфская педагогика учитывает важность семьи в жизни малыша. Родители — полноценные участники педагогического процесса, поэтому так необходима их тесная связь с воспитателями. Праздники в таких садах отличаются разнообразием. Например, здесь могут быть, кроме традиционного новогоднего утренника и праздника «8 Марта», «День Пижам», «Хвостатый день» или «Праздник шариков, мыльных пузырей и калейдоскопов». В праздниках могут принимать участие все желающие, причём не только в качестве зрителей.
Своеобразное отношение и к игрушкам в вальдорфских детских садах. Все игрушки дети мастерят из подручных материалов вместе с педагогами и родителями. В дело идёт всё — шерстяные нитки, бусинки, деревяшки, веточки, сухая трава… Педагоги считают, что такие занятия не только развивают фантазию ребёнка, но и формируют экологическое мышление наших детей.
Удивительно бережное отношение к личности каждого ребёнка, доброжелательная атмосфера, спокойная обстановка — вот что выделяет вальдорфский детский сад из других подобных заведений.
Если вы решили отдать ребёнка в такой садик, то должны понимать, что при поступлении в обыкновенную школу у воспитанников вальдорфских садов могут быть проблемы — адаптация к более жёсткому, обезличенному отношению, необходимости делать как все, подчиняться дисциплине.
Детские сады, работающие по системе Монтессори, — это прямо противоположное направление организации жизни детей и расстановки приоритетов в программе. Основная задача, которую видят сторонники Монтессори, — развитие интеллектуальной сферы ребёнка. Здесь созданы все условия, чтобы ребёнок как можно раньше, но в своём темпе (!) научился читать, считать, классифицировать, сравнивать и т. д. Малыш учится самостоятельно, а воспитатель только направляет его внимание и поощряет к размышлениям, экспериментированию.
При помощи тщательно разработанных пособий и игр ребёнок на основании собственного сенсорного опыта получает представление о свойствах вещества и материи, о числе и количестве, о математических законах и законах природы. Обычно к 5—6 годам дети в монтессори-садиках умеют красиво писать прописными буквами, хорошо владеют устным счётом. Причём это — не результат искусной «дрессировки», а плод самостоятельной работы малыша, работы, которую он делает с радостью и безо всякого насилия со стороны воспитателя.
Успешность обучения детей зависит от довольно строгой дисциплины: их с самого начала приучают убирать всё за собой (поиграл — убери на место), они не должны мешать окружающим и т. д. Высокая организованность детей обеспечивается тем, что группы монтессори — обычно разновозрастные, и младшие дети, приходя в группу, включаются в общий ритм работы, смотрят, как ведут себя старшие ребята, и подражают им. Дети постарше берут шефство над малышами. Тем самым они учатся заботиться, помогать, объяснять, а малыши, получая их поддержку и внимание, постепенно сами учатся оказывать помощь более слабым.
Однако такой сад не подойдёт для творческих детей, одарённых музыкальными или художественными способностями. Гиперактивным детям также будет сложно приспособиться к такому режиму. Поэтому хочется предупредить — родители, будьте внимательны и избирательны!
Дети после такого садика хорошо подготовлены к школе с точки зрения развития интеллекта. Но они также могут столкнуться с рядом трудностей. Прежде всего — это привычка выбирать свой путь, определять необходимые занятия во время учебного процесса. Позиция общения с педагогом как консультантом также крайне редко может пригодиться в обычной школе.