Лучше всего отдать ребёнка в детский сад, когда ему исполнится 3 года, потому что в это время у него появляется желание быть самостоятельным. Он часто говорит: «Я сам!» В этом возрасте проявляется интерес к другим людям — взрослым, старшим ребятам, своим ровесникам (именно в такой последовательности!). Ребёнок уже умеет самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет, неплохо говорит.
Сегодня детские сады принимают детей с полутора лет. Стоит ли отдавать такого малыша в садик?
Существует заблуждение: чем младше ребёнок, тем легче и быстрее он привыкает к детскому саду. Родители думают, что в садике их малыш будет лучше развиваться, научится самостоятельно есть, одеваться, быстрее начнёт говорить. Так ли это? Давайте разберёмся.
Кроха в 1,5 года не готов ни психологически, ни физически посещать детский сад. Во-первых, существует ещё очень большая зависимость малыша от мамы — будь то еда или надевание штанишек. Малыш ещё не умеет выражать свои желания словами. Другие дети и взрослые ему пока не интересны и часто являются источником неприятных эмоций (страхов, ревности). Необходимость адаптироваться к новому режиму, требованиям воспитателя, постоянному общению с большим количеством других детей — всё это требует от малыша огромного напряжения физических и психических сил. Добавьте к этому одиночество в течение 5—10 часов (а что, вы думаете, чувствует маленький человечек, которого надолго оставляет самый главный, любимый человек на свете — МАМА) и вы поймёте, почему малыши начинают чаще болеть, меньше интересуются окружающим миром, становятся капризными, ревнивыми, агрессивными или вялыми и безразличными.
Детский сад не самое лучшее место и для развития речи полуторагодовалого ребёнка. Конечно, дети начнут говорить в детском саду, если они не говорили или очень мало говорили дома. Но каким будет качество этой речи? Малыши в этом возрасте бессознательно подражают окружающим их людям. Что будет слышать ваш малыш в детской группе? Лепет таких же крох и строгие распоряжения и команды воспитателя. Даже если воспитатель самый замечательный, у него не хватит времени для полноценного общения с каждым из 15—20 детишек. А для развития словарного запаса, культуры речи, способности выражать свои мысли, чувства и желания необходима постоянная тренировка, для которой, к сожалению, нет условий в детском саду.
У ребёнка до двух лет ярко выражена потребность в телесном контакте, благодаря которому формируется первичное представление о так называемой «схеме собственного тела» (заметим, что несформированность «схемы тела» будет значительно тормозить не только физическое развитие ребёнка — например, крупную и мелкую моторику и общую координацию, но и такие более тонкие навыки, как письмо). Детский сад не может удовлетворить эту потребность, потому что в группе слишком много детей. Даже если группа малочисленная, ребёнок не получит того количества внимания, в котором нуждается.
У каждого по-своему выражается протест против отлучения от семьи, но он есть практически у всех детей. Современные исследования свидетельствуют о том, что малыши, которых рано отдали в детский сад, приучая к так называемой самостоятельности, имеют много проблем в подростковом возрасте. Дорогие родители, если у вас есть возможность, оттяните время первого посещения ребёнком детских учреждений!
Два года — это тоже не самое удачное время для начала посещения детского сада. Причины те же — ребёнок не готов! Первые 2—3 года считаются самым лучшим временем для развития речи. Малыш начинает осваивать фразовую речь, учится выражать свои желания, переживания с помощью слов, и именно родители могут быть самыми лучшими учителями. Научить ребёнка пользоваться речью для общения — объяснять свои желания и понимать других, выражать своё несогласие, разрешать конфликты — вот задача номер один для родителей в этот период. А если ребёнок в детском саду находится 10 часов, вряд ли останется время для этого.
Психолог Екатерина Лошинская справедливо отмечает: «В случае, когда мы отводим ребёнка в детский сад, навыки общения также развиваются, но в условиях детского сада и, соответственно, будут приспособлены к условиям детского сада».
Нервная система двухлетних детей очень уязвима и нестабильна. Нагрузки детского сада, которые довольно легко выдерживают дети старше трёх лет, порой чрезмерны для двухлеток. Дети, отданные в дошкольное учреждение раньше трёх лет, чаще заболевают и болеют дольше.
К сожалению, не всегда родители имеют возможность держать малыша дома до трёх лет. Если у вас как раз такая ситуация, то стоит придерживаться следующих правил, чтобы в какой-то мере компенсировать возникающие проблемы:
— забирайте ребёнка как можно раньше из садика;
— распределите бытовые обязанности со своими домашними так, чтобы вечером не менее часа кто-то из вас играл и общался с малышом, не занимаясь одновременно просмотром телепередач, приготовлением ужина и т. д.;
— будьте снисходительны к капризам малыша вечером, так как после целого дня в детском саду ему необходимо снять накопившееся нервное напряжение. Однако придерживайтесь золотой середины и не бросайтесь в крайности, когда ребёнку позволяется вести себя как ему вздумается или когда каждый вечер ему приносится новая игрушка;
— уделяйте ребёнку максимум внимания и времени в выходные и праздники.