Самостоятельный малыш гораздо легче адаптируется к детскому саду, нежели ребёнок, зависимый от родителей.
Самостоятельность — это качество, несущее в себе множество позитивных моментов:
— малыш чувствует, что он может влиять на сложную для него ситуацию. Это значит, что он управляет ею;
— ребёнок, самостоятельно справляющийся с разными задачами (будь то еда, рисование или надевание ботинок), чаще получает похвалы от взрослых, и это поднимает его самооценку;
— как правило, стремление к самостоятельности позитивно влияет на развитие интеллекта ребёнка.
Есть золотое правило воспитания: то, что ребёнок может сделать сам, он должен делать самостоятельно (убрать игрушки, снять кофточку, пойти в туалет, пить из чашки). Это не значит, что вам не следует ему помогать, когда он просит о помощи. Но вы не должны это делать за него!
Малыш впервые взял в руки ложку? Отлично! Даже если вся кухня будет забрызгана кашей или супом, потерпите. Через месяц кроха начнёт виртуозно с ней управляться. Малыш сам хочет завязать шнурки? Отлично! Ничего, что он долго возится с ними! Если не практиковаться, как ещё можно научиться что-то делать самостоятельно?
В чём проявляется самостоятельность:
— малыш сам может поставить цель, придумать, чем заняться, куда идти, с кем играть;
— ребёнок хочет выполнить что-то без посторонней помощи («Сам надену шорты», «Сам включу воду», «Сам построю башню»);
— малыш может спланировать свою деятельность (речь идёт об элементарном планировании: «Хочу рисовать. Нужна бумага и карандаши», «Давай построим гараж. Принеси кубики»);
— ребёнок осуществляет задуманное и получает результат (например, собирает из пазлов картинку или убирает игрушки перед тем, как вы начинаете читать ему книжку);
— малыш может проявить инициативу, творчески подойти к решению возникшей на пути к цели проблемы (если надо полить цветок, а вода в лейке закончилась или лейка куда-то запропастилась — найдёт стакан, чашку, бутылочку, наберёт воды и т. п.).
Подготавливая малыша к детскому саду, поощряйте любое проявление им самостоятельности: в одевании, уборке своей комнаты, придумывании занятий.
Вот что могут делать самостоятельно дети разного возраста:
— в 1,5 года малыш просится на горшок, любит умываться, держит ложку в кулачке и пьёт из чашки, практически не проливая её содержимое;
— в 2 года аккуратно ест как твёрдую, так и жидкую пищу, не проливает на себя суп; умываясь, трёт ладошки одна о другую, умывает личико, может вытирать руки полотенцем; знает, где должны лежать игрушки, одежда; умеет самостоятельно натягивать носки, шапку, обувь;
— в 2,5 года может практически полностью самостоятельно одеваться и раздеваться, может застегнуть 1—2 пуговицы;
— в 3 года пользуется салфеткой и носовым платком, аккуратно ест (правильно держит ложку, не обливается), ждёт за столом, пока все поедят; совершенно самостоятельно одевается и раздевается; знает, где находятся игрушки и другие предметы; может выполнять простые поручения, состоящие из 2—3 последовательных действий; умеет здороваться, говорить «спасибо», вытирать ноги.