В детском саду ребёнок проводит от 5 до 12 часов в день, поэтому очень важно выбрать самый лучший садик. Такая возможность сегодня у родителей есть.
Какие бывают детские сады. Государственные и частные, обычные и специализированные (компенсирующего типа для детей с проблемами). Сады с приоритетным осуществлением какого-либо направления развития — музыкально-эстетического, физического или интеллектуального. Кроме этого, вы можете встретить дошкольные группы в государственных образовательных учреждениях (детский сад-школа), в центрах развития ребёнка.
Как видим, выбор сегодня имеется — от маленького домашнего детского сада на 5—10 детей до большого сада — восемь групп по 25—30 детей в каждой. Маленький сад (или дорогой) — не значит хороший, а большой (или муниципальный) — не значит плохой. Вывески могут быть очень даже привлекательными, но нам надо понимать, каково там будет ребёнку!
Хорошо, когда садик находится недалеко от дома. Вот его-то первым делом и стоит изучить. Гуляя с коляской, разговаривайте с мамами, которые уже водят детей в детский сад. Спрашивайте их мнение, слушайте, что рассказывают дети своим родителям. Проходя мимо, обратите внимание, как гуляют дети в детском саду, чем они заняты, как воспитатели общаются с ними.
«Разведка местности». Территория детского сада — вот первое, что мы можем увидеть и оценить. Если она закрытая, ухоженная, большая, специально оборудованная песочницами и игровыми комплексами (горками, качелями, лазалками и пр.), если там много зелёных насаждений, отсутствуют в непосредственной близости автотрассы и парковки — это хорошо.
Смотрим, что внутри. Игровая комната — просторное, светлое помещение, оборудованное специальной детской мебелью. Здесь должна быть зона для спокойных игр (чтения книг, рисования и лепки), место, где можно заниматься различными ролевыми играми, такими как «Дом», «Магазин». Хорошо, если в группе есть лёгкие модули, из которых дети могут сооружать корабли, пещеры и другие интересные декорации для игр, разнообразные игрушки, которые детям легко достать и использовать в игре. Однако группа не должна напоминать магазин игрушек. Мера, мера и ещё раз мера — это важно для нормального развития ребёнка.
У детей должны быть оборудованы специальные шкафчики для хранения личных вещей и сменной одежды. Прекрасно, если в саду имеются отдельные комнаты для дневного сна, занятий музыкой, рисованием, физкультурой.
В хорошем детском саду всегда есть медицинский кабинет, кабинеты для работы специалистов — психолога, логопеда.
Питание, пищеблок. Узнайте, существует ли в садике система очистки водопроводной воды; если ребёнок по уважительной причине опоздал к приёму пищи — есть ли возможность разогреть обед, например. Хорошо, если существует возможность приготовления специального меню (например, для детей с непереносимостью отдельных продуктов).
Меню в государственных детских учреждениях практически одинаковое. Если вы выбираете частный детский сад — в меню, естественно, должно быть много свежих фруктов, соков, так как у негосударственного заведения в этом плане больше возможностей.
Воспитатель, сменный воспитатель, нянечка. Очень важно узнать, сколько взрослых работает в группе. (По типовому положению о детских садах на группу из 20 детей полагается два воспитателя и помощник воспитателя.) Наличие в саду специалистов (логопеда, психолога, врача ЛФК, медсестры, педагогов дополнительного образования, музыкального руководителя, педагога по ИЗО, физкультуре) тоже очень хороший показатель.
Следующий шаг — знакомимся с работниками. Обратите внимание на приветливость персонала, на их заинтересованность в детях. Если вам приходится с трудом получать нужную информацию, педагог не смотрит на вас, не улыбается — это повод задуматься, а стоит ли сюда приводить ребёнка. Обычно в хороших детских садах воспитатели знают практически всех детей, независимо от того, в какой они группе, заведующая также знает своих детей, интересуется особенностями малышей при приёме документов. Узнайте квалификацию работников детского сада, послушайте, как говорят воспитатели друг с другом, с детьми, с другими родителями. Немаловажный факт — курит ли воспитатель.
Программы, по которым работает детский сад. Обычно базовая программа в детском саду — это стандартная программа развития и воспитания детей дошкольного возраста. В неё входит знакомство с окружающим миром, с элементарными математическими понятиями, развитие речи, знакомство с детской литературой, ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), рисование, физкультура, музыкальные занятия. Однако сегодня в детских садах практикуется проведение дополнительных занятий по иностранным языкам, хореографии, народным ремёслам, театральной деятельности, подготовке к школе.
Много — не значит хорошо. Посмотрите, не перегружен ли занятиями ребёнок в ущерб прогулкам на свежем воздухе. У детей обязательно должно быть достаточно свободного времени для общения, творчества, уединения, игры.
Узнайте, на какие школы ориентированы выпускники детского сада — массовые, частные или специализированные гимназии.
И последнее. Попробуйте представить, как ваш малыш будет чувствовать себя в детском саду, который вы выбрали. Какие в нём запахи, преобладающие цвета стен, мебели, занавесок и пр.? Есть ли живые цветы? Оценив атмосферу помещений детского сада, вы наверняка поймёте, насколько она подходит для вашего ребёнка.