Каждый из нас хоть раз в жизни обращался к природе, этому неисчерпаемому источнику энергии. Особенно это необходимо беременным женщинам и детям. Проснувшись, хорошо вместе с малышом (даже еще не родившимся) подойти к окну и поприветствовать восход солнца, пробуждение цветов, деревьев, птиц. Совершая вечернюю прогулку, попрощайтесь с солнышком, закрывающимися венчиками цветов, засыпающими птицами. Вид дремлющей природы, ласковый мамин голос успокоят малыша и настроят на сон. В общении с живой природой естественным образом развиваются все органы чувств и, следовательно, мозг. Обращайте внимание ребенка на разнообразие формы, цвета и вкуса плодов и ягод, на ароматы сада и леса, на пение птиц и тишину ночи. Дайте ему почувствовать кожей прикосновение ветра, воды, земли. В теплое время года пусть ходит обнаженным и босым. Это полезно не только для профилактики плоскостопия, но и для тренировки системы терморегуляции, подзарядки всех органов, проекция которых находится на стопе. Не надо бояться переохлаждения. Малыш, если вы не превратили процесс одевания в поле боя, сам предупредит вас о дискомфорте. Об этом же вы узнаете, дотронувшись до кончика носа ребенка через 5 минут после выхода на улицу: нос не должен быть очень холодным. А вот температура ног и кистей значения не имеет. В ящике для игрушек непременно найдите место для даров леса: корней, сучков, желудей, каштанов, шишек. В отличии от магазинных игрушек, с уже придуманными кем-то названиями и областью применения, тут открывается такой простор для фантазии! Лесные игрушки теплые, не похожие друг на друга, при соприкосновении с их неровной поверхностью совершенствуется тонкая моторика руки, фантазируя, ребенок учится мыслить и облекать свои мысли в слова. Обучению абстрактным дисциплинам (математике, чтению, шахматам) непременно должны предшествовать знания, полученные на основе чувственного опыта. Ибо без связи с реальной, живой действительностью не бывает и настоящей науки. Поэтому не стоит забывать, что знакомя ребенка с окружающим миром, вы учите его не только наблюдать, но и сравнивать. Много выводов ребенок сделает сам, работая вместе с мамой в саду или огороде. Достаточно внимательно следить за жизнью одного дерева, чтобы почувствовать процессы роста и развития в природе. Предложите малышу положить ладошки на ствол дерева. Обратите его внимание на то, что оно теплое. Спросите какие перемены он заметил по сравнению с прошлым днем, месяцем? Кто живет (прилетает, залезает, заползает) на его поверхности и внутри? Обращаясь к многообразию природы, можно научить ребенка управлять своим настроением. Желтые и красные оттенки солнца и листьев придают нам сил, голубое небо успокаивает и пробуждает мечты, распускающаяся зелень способствует приливу свежести, могучий ствол и раскидистые ветви вяза или дуба убеждают в прочности бытия. Долго всматриваясь в ту или иную картину, мы можем затем закрыв глаза, воспроизвести ее в воображении. Она возникает вновь и вновь, принося с собой прежнее настроение. Можно попробовать не только увидеть предмет живой природы со стороны, но и войти внутрь него, стать им, проследить его развитие и рост изнутри. Предложите малышу вообразить себя зернышком, семечком, деревом. Попросите принять соответствующую позу: на корточках, сгруппировавшись, закрыв глаза. А теперь пусть семечко прорастает, распрямляется, превращается,превращается в дерево. Ребенок тянется вверх, по сути имитируя те же процессы, что происходят в нем самом. Он учится ощущать в себе силы роста, направлять свою волю на строительство своего организма. Проделайте то же самое. И вы, ощутив себя ближе к небу, солнцу, избавитесь от многих мрачных мыслей. Человека, находящегося в гармонии с природой, болезнь не застанет врасплох Обращаясь к солнцу, ребенок просит у него тепла и энергии, чтобы прогнать "злых вирусов". Вспомнив, как распрямились кусты смородины, побитые градом, и как дала новые побеги черемуха, сломанная бурей, малыш поверит в свои силы и победит болезнь. И особенно восприимчив он будет к лекарству, приготовленному из знакомых трав и плодов. Укрепляя с раннего детства связь с природой, мы закладываем фундамент его физического здоровья.
|