Совсем немного осталось до вашего первого «серьезного» праздника. Как много всего произошло за этот год. И все в первый раз: первый зубик, первое слово, первый шаг, первая шишка, первая победа и первое поражение. И все это вы сохраните в самых ценных закоулках своей памяти вместе с первым детским альбомом и первыми фотографиями. Чтобы когда-нибудь достать и вспомнить, как это было. А сейчас у вас впереди целая жизнь.
Мы растем. Режим дня
Прибавка в весе 150-350 гр., в росте 1 см. За год малыш должен утроить свой первоначальный вес и вырасти на 25 сантиметров. Дальше темпы его роста будут куда скромнее.
К концу года окружность грудной клетки должна быть на 2 см больше окружности головы. Если вы обнаружили какие-то отклонения, сообщите об этом врачу.
5 кормлений через 3,5 часа. 2 дневных сна по 1-1,5 часа. Ночной сон 10-11 часов.
Развитие навыков
На двенадцатом месяце жизни ребенок уверенно ходит без опоры. Двенадцатый месяц завершает первый год жизни, самый трудный, самый ответственный. Календарный год – граница условная. К ней приурочиваются итоговые данные о массе и длине тела, физических и психических показателях развития. На самом деле в развитии ребенка двенадцатый месяц не является переломным. В организме происходит дальнейшая детализация уже сформировавшихся умений и навыков.
К году ребенок начинает ходить самостоятельно, умеет взбираться на ступеньки или невысокий стульчик. И если он делает что-нибудь неуверенно, то это скорее свидетельствует не о нарушении функции, а о неприятных воспоминаниях, связанных с падением, ушибом, и т.п. Так, малыш, который боится оторваться от стенки или пальца взрослого, хорошо идет, если дать ему в руки палочку, длинную игрушку, за которую он будет «держаться». Это наглядно свидетельствует о психологическом компоненте, а не о несовершенстве вестибулярной функции.
Ребенок уже в состоянии нести двумя руками нетяжелые предметы: миску, куклу, и др. Его любимое занятие – опорожнять и заполнять ящики, передвигать крупные предметы, опрокидывать, разрушать, тянуть за собой все, что только возможно, раскрашивать книги, рисунки и даже стены. У него нет представления о вредности своих действий. Он им радуется и пытается повторять. Родители не должны за это сердиться на малыша, ругать или наказывать его.
«Анализ», «разборка» являются первой стадией познания. В нее то и вступает в этом возрасте ребенок. Стадия созидания наступает позже. А теперь, чтобы ребенок не портил вещей, за его действиями необходимо следить и направлять их.
Он охотно становится соучастником игры, бросает мяч и ожидает его возвращения, пытается ловить. Ему нравятся игры в коллективе. Малышу доставляет явное удовольствие участие в делах взрослых. Во время одевания и раздевания он протягивает ручки, ножки, вытягивает шею при умывании, чистке носа.
Во время еды за столом действия его ручек уже целесообразны. Он меньше балуется столовыми приборами и чаще использует их по назначению. Самостоятельно пьет из чашки.
Годовалый ребенок вследствие свободы передвижения, любознательности и полного отсутствия «жизненного опыта» может схватиться за горячую кастрюлю, острый нож, потянуть на себя скатерть или клеенку вместе с посудой, поэтому его нельзя ни на минуту оставлять без присмотра.
Ребенок активно осваивает речь двусложными словами. Их накапливается уже около десятка(«мама», «папа», «баба», «дай», «на», «бух», «ав-ав» и др.). Слова сопровождаются характерными жестами. Малыш не только чутко улавливает интонацию речи взрослого, но и понимает значение большинства слов. Он легко обучаем, т.е. запоминает названия предметов, разученные действия, имена близких взрослых и детей.
Любит наблюдать через окно за движением транспорта, людей. Обожает животных и тянется к ним, не осознавая опасности. Все ему хочется пощупать, узнать.
Он хорошо различает предметы по форме – кубики, шарики. По картинке правильно показывает знакомые предметы, любит слушать сказки и одновременно рассматривает иллюстрации. По просьбе отдает взрослому игрушку, целенаправленно ищет спрятанный предмет. К году ребенок знает имена близких людей, выполняет отдельные поручения типа: «принеси», «дай».
Ребенок, даже если он здоров, к концу первого года нуждается в тщательном медицинском осмотре для подведения итогов нервно-психического и физического развития в период грудного возраста.
К году малыш умеет: 1. Самостоятельно садиться 2. Вставать из положения сидя на корточках 3. Стоять без посторонней помощи 4. Ходить, а, держась за руку, возможно, бегать 5. Поднимать небольшой предмет кончиками большого и указательного пальца 6. Играть в ладушки и махать рукой на прощание 7. Без посторонней помощи пить из чашки 8. Говорит 8-10 облегченных слов (хотя знает гораздо больше) 9. Понимает слово «нельзя» (это еще не значит, что он будет повиноваться вам) 10. Знает и показывает у себя и других некоторые части тела 11. Знает имена родителей, возможно, сильно коверкая, произносит их 12. Может ясно выразить свою просьбу (например, показать на чашку и сказать: «дай», если хочет пить) 13. Начинает капризничать 14. Знает, как пользоваться некоторыми предметами (например, телефон, лейка, молоток) 15. Узнает животных на картинках, может делать обобщения (например, живая собака, игрушка и нарисованная на картинке, это все «гав-гав»)
Игрушки и игры
Малыш подолгу занимается с игрушками, собирает пирамидку с большими отверстиями, катает мяч, играет в сюжетные игры – катает машинку, кормит куклу. Сейчас, конечно, малышу хочется «общаться». Он с удовольствием играет с родителями, детьми. Однако у него должно быть время для игр в одиночестве. Например, пока вы занимаетесь домашними делами.
Советы для мам и пап
Вы уже прочувствовали характер своего малыша: спокойный он, ласковый, подвижный, активный, своевольный и сейчас необходимо правильно учить ребенка нормам поведения, нравственного воспитания. Он смотрит на вас. Вы для него образец, эталон и малыш путем проб и ошибок усваивает, что хорошо, а что плохо.
Сейчас малышу необходимо усвоить 2 ключевых слова: «нельзя» и «надо». И вы должны помочь ему в этом. Например, кроха протягивает вам печенье: «на». Обязательно возьмите и поблагодарите ребенка: «молодец, угостил маму». Малыш кинул на пол ложку или опрокинул тарелку с кашей.
Покачайте головой, сделайте строгое лицо, покажите ему, что вы недовольны. Но не в коем случае не кричите на него, и не говорите, что он плохой. Дети в этом возрасте очень чувствительны, и ваш малыш может решить, что мама не любит его, а это снизит его самооценку, лишит уверенности в себе и своих силах. Особенно если вы говорите это постоянно.
В этом месяце вас ожидает празднования дня рождения крохи. Конечно, хочется сделать все, как говориться, по высшему разряду. Не спешите. В этом возрасте кроха еще, во-первых, быстро устает, а, во-вторых, все равно не запомнит даже самый замечательный праздник.
Это его день рождения и ваша главная задача, чтобы именинник чувствовал себя хорошо. Вспомните негласное правило: гостей должно быть столько, сколько лет имениннику, поэтому лучше соберите родственников. Ребенку будет приятно увидеть много знакомых лиц, оказаться в центре внимания родных людей. А для шикарных праздников у вас еще будет время.
Физическое развитие
Самостоятельно стоит и ходит Встает из положения сидя на корточках Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
Социальное развитие
Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам Начинает капризничать Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности Может требовать больше помощи, чем ему нужно Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили Начинает проявлять чувство юмора
Интеллектуальное развитие
Понимает почти все из того, что ему говорят Может говорить несколько слов Узнает животных на картинках Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал
|