Последние месяцы первого года жизни направлены на психическое развитие (мышление, речь) и совершенствования навыков движения малыша.
Мы растем. Режим дня
Прибавка в весе 150-500 гр., прибавка в росте 2 см. Если ваш кроха активный: много ползает, встает, наклоняется, ходит, прибавка в весе может составлять менее 150 граммов. Не стоит беспокоиться, все калории ваш малыш расходует на движение.
5 кормлений через 3,5 часа. Дневной сон 2 раза, общей продолжительностью 3 часа.
Многие детки хорошо засыпают при первом укладывании и спят 2 часа, зато второй раз засыпают плохо, а второй сон длится около часа. Это обычное явление. Малыш начинает подготавливаться к одному дневному сну. Ночной сон 10-11 часов.
Развитие навыков
Одиннадцатый месяц жизни – своеобразный рубеж физического развития современных детей. К этому времени масса их тела в три раза больше, чем при рождении. Такой показатель правильности развития ребенка имеет наибольшую объективную ценность.
Кроха хорошо стоит самостоятельно, переходит без поддержки от опоры к опоре, наклоняется, присаживается из положения стоя, сидит на корточках, нагибается. Движения малыша направлены именно на совершенствование ходьбы. Многие малыши умеют стоять на носочках. Иногда в этом возрасте он уже начинает передвигаться сам. Малыш пытается сползти на животе с дивана, забраться по наклонной плоскости или ступенькам вверх. Если падает, то плачет не всегда.
На одиннадцатом месяце заметно возрастает координация движений пальцев. Малыш совершает сложные действия: снимает кольца с пирамидки и надевает их, любит открывать и закрывать коробочки, вкладывать в них что-нибудь, вынимать содержимое, комкать и рвать бумагу. Он уже находит и дает взрослому названную игрушку. Ребенок каждый день учится чему-то новому. Он открывает и закрывает крышку коробки, переворачивает страницы книги, передвигает предметы, помещает их один в другой, может поднести ложку ко рту, снимает носки, туфли.
Предпочитает смысловые игрушки и осуществляет сюжетные действия с ними: укачивание куклы, стаскивание с нее одежды, передвижение автомашины. Знает имена близких, произносит первые двусложные слова ма-ма, па-па, ба-ба. Порядок овладения этими словами зависит от того, кто из взрослых больше уделяет внимания ребенку и чаще общается с ним. В активной речи начинает использовать слова – обозначения, типа: «дай», «бай-бай», «кис-кис», «ав-ав». Продолжается овладение новыми гигиеническими навыками. Ребенок сам берет чашку и пьет из нее. Ложка, которую он до этого держал в руке чисто символически, порой пускается в дело. И хотя родителям от этого прибавляется гораздо больше хлопот, такие действия надо поощрять. На одиннадцатом месяце жизни у ребенка появляется избирательное отношение к детям, он радуется появлению знакомых людей. Малыши этого возраста любят такие игры как прятки, ладушки. С удовольствием катают мяч.
Взрослые, окружающие ребенка, обычно используют любой повод для разговора с ним. Стараются знакомить его со всем, что находится в комнате. В награду им малыш быстро учится показывать, где у него носик, ротик, ножки. Появляются первые обобщения. Ребенок может показать, где носик и ножки у куклы, у собачки, и т.д. Для развития способности к обобщению надо показывать малышу одинаковые предметы, различающиеся формой, цветом, размерами, называя их одним словом.
Игрушки и игры
В этом возрасте необходимо вносить какой-нибудь сюжет в игры с ребенком. Для начала это самые простые действия: покормите вместе с малышом мишку или зайку, искупайте куклу, запеленайте ее, покажите малышу как надо укачивать ее, как уложит спать.
Сейчас по-прежнему необходимы игрушки для формирования точных движений рук и пальцев: пирамидки, коробки с крышками для открывания и закрывания. Периодически меняйте игрушки, на время убирая некоторые из них.
Советы для мам и пап
Движения рук становятся все более координированными, и пришла пора дать вашему малышу в руки ложку. Удобнее всего крохе будет не на коленях у мамы, а в собственном высоком стульчике. Начинать лучше с чего-нибудь густого: каши, картофельного пюре. Посадите его, дайте в правую руку ложку, в левую – кусочек хлеба.
Но не ждите, что малыш сразу поймет, что надо делать. Обычно дети начинают стучать ложкой по столу, тарелке. Возьмите его руку, с зажатой ложкой, покажите, как надо набирать пищу, как донести до рта, чтобы пища попала на язык, а не под него. И, конечно же, терпение, терпение и еще раз терпение.
Прогулка по-прежнему очень важна для малыша. Гулять необходимо каждый день.. Прогуливайтесь с малышом в тихом, спокойном дворе, подальше от машин, или в парковой зоне.
В теплое время года возьмите с собой ведерко, лопатки, формочки. Покажите ребенку, что надо делать, насыпьте песок, сделайте куличик, и кроха с удовольствием будет возиться в песке. В холодное время года покатайтесь на санках, слепите маленького снеговичка, рисуйте на снегу.
Физическое развитие
Может вставать у опоры Ходит, держась обеими руками Залезает и слезает с дивана Садится из положения стоя Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает» Может унести два мелких предмета в одной руке Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела
Социальное развитие
Обожает играть с водой Осознает себя как личность и ищет одобрения со стороны взрослого Ищет внимания и сотрудничества Подражает жестам, выражениям лица, звукам Боится незнакомых мест
Интеллектуальное развитие
Любит подражать действиям других Понимает и выполняет некоторые просьбы Открывает ящики и исследует их содержимое Любит помещать предметы друг в друга
|